Россия в уходящем году переживает глубочайший банковский кризис. Об этом в конце прошлой недели сообщил глава Сбербанка Герман Греф. Пока же наличие кризиса не подтверждают ни в правительстве, ни в самом Центробанке (ЦБ). Да и сам Греф считает необходимым определиться с терминами того, что следует понимать под банковским кризисом, ведь, как выясняется, у разных сторон противоположные взгляды на происходящее. Фактически власти сегодня забалтывают кризис и, вместо того чтобы предпринимать какие-либо действия, предпочитают выдавать желаемые события за действительные, замечают эксперты.
Финансовым властям стоило бы определиться с тем, что именно следует понимать под банковским кризисом. К этому, в частности, их призывает глава Сбербанка Герман Греф. По его словам, потери, которые понесли российские банки в этом году, свидетельствуют о системном кризисе во всей банковской системе РФ. Например, указывает Греф, согласно формальной классификации Международного валютного фонда (МВФ), потери банковского сектора более чем на 2% от ВВП свидетельствуют о системном банковском кризисе.
«Если взять 2014 и 2015 годы, то у нас совокупные потери инвестиций в банковский сектор составили более 3% ВВП. Это означает, что по международной методике, конечно же, мы можем говорить о наличии системного банковского кризиса», – рассказал он в конце минувшей недели в интервью телеканалу «Россия 24».
По мнению Грефа, самым сложным для банков был 2015 год.
В совокупности в прошлом году потери всего сектора составили около 900 млрд руб., в этом году – примерно 1,5 трлн руб. Это, конечно, огромные суммы. Никогда мы не видели таких потерь, – отметил глава Сбербанка.
«И это говорит о том, что все-таки мы имеем дело с системным и достаточно глубоким финансовым кризисом», – полагает он.
Между тем в следующем году сложная ситуация в банковском секторе скорее всего сохранится, однако год может оказаться более легким для банков. «Если каких-то еще экстраординарных событий не произойдет в следующем году, скорее всего год будет для банковского сектора, но не для экономики в целом более легким», – считает Греф. При этом, по его словам, неблагоприятные факторы, связанные с монетарной политикой ЦБ, санкциями, ключевой ставкой, уйдут на второй план и банки «будут иметь дело со своей банальной работой – плохие долги и проблемы заемщиков».
Заметим, Герман Греф не в первый раз говорит о глубоком кризисе в банковском секторе. Например, две недели назад он также заявлял о его наличии. «Банковская система РФ сейчас переживает серьезнейший кризис, вместе с тем она ушла из зоны очень большого риска», – говорил он в Совете Федерации.
Об этом же Греф заявлял и месяц назад. «То, что мы сейчас видим, – это, конечно же, масштабнейший банковский кризис», – объяснял он еще в ноябре. – Фактически мы видим на сегодняшний день нулевую прибыль банковского сектора, исключая Сбербанк, просто громадный размер формирования резервов. Я не помню, чтобы такая ситуация с конца 1990-х была. За последние 20 лет первый, наверное, сложный такой, затяжной кризис».